юрист астана

Трудовые споры (продолжение)

Трудовой спор - разногласия с руководством

1) Трудовой спор в трудовом праве - это разногласие между администрацией или руководством предприятия и работником либо группой работников, это понятие тождественно понятию трудового конфликта. Но в законодательстве Республике Казахстан применяется понятие спора, как трудового конфликта. По смыслу, все таки спор предполагает начальную стадию конфликта, когда стороны, представители работодателя и работники еще не конфликтуют, но пытаются уладить какие то противоречия в трудовых отношениях. Трудовой спор становится трудовым конфликтом тогда, когда стороны не нашли соглашения и вышли на новый уровень его урегулирования. Это может быть уровень судебных интанций, инспекций по труду, уровень прокуратуры, уровень объявленной в установенном порядке забастовки, другие формы выражения протеста. Вопросы, выносимые на разрешение согласильных комиссий, скорее относятся к стадии трудового спора, так как эти разногласия носят регулируемый характер и велика вероятность того, что они будут улажены.

2) Спор между работником и руководителем фирмы является трудовым, независимо от того, участвует в его разрешении собственник предприятия или нет. Иногда учредитель или собственник предприятия может и не знать о наличии трудового спора в его компании, когда директор, например, нанятый со стороны, не сообщает хозяину фирмы о том, что имеет место быть трудовой конфликт. Не мало есть компаний, где собственник и первый руководитель - не одно и то же лицо, но собственник может не участвовать в разрешении трудового спора и в этом, наверное, есть пробел в законодательстве. Предусмотрены согласительные комиссии, предусмотрен судебный порядок разрешения трудового конфликта, но нигде не сказано, что в его разрешении должен принимать участие собственник предприятия. Такая норма была бы полезна, так как негативные последствия от развития трудового конфликта в первую очередь вредны хозяину компании. Кроме того, участие учредителя могло бы предотвратить развитие конфликта, так как собственник более кого либо заинтересован в мирном решении подобных вопросов на своем предприятии.

3) Руководство при разрешении конфликта может идти на поводу собственных амбиций там, где нужно включить трезвый расчет и экономическую обоснованность продолжения трудового спора. Учредитель, в отличии от нанятого им управленца, в этой ситуации чаще поступает разумно и адекватно. Трудовые споры делятся на индидвидуальные трудовые споры и коллективные трудовые споры. Индивидуальный трудовой спор касается отдельного работника и его трудовых отношений с администрацией предприятия по условиям труда и оплаты, как правило. Предметом коллективного трудового спора являются те же первопричины, что и при индивидуальном конфликте, но в данном случае, участником трудового спора со стороны работников являются два и более лиц по одному и тому же поводу. Трудовые споры делятся на возникающие вследствие нарушений обязательств работодателя и на возникающие вследствие нарушений обязательств работника. При этом под обязательством понимаются не только предусмотренные трудовым договором, но и обязательства, предусмотренные действующим законодательством Республики Казахстан.

4) Как правило, все трудовые споры сводятся к условиям труда и оплаты за выполняемую работу, к нормам труда и выработки. Проблема заключается в том, что работодатель стремится получить от работника как можно больше труда за одну заработную плату, то есть, не доплачивая за сверхурочные, не стимулируя за перевыполнение плана и т.п. Работник часто недоволен условиями оплаты: размером заработной платы либо задержками в выплате заработной платы. В таких условиях, при отсутствии дополнительного материального стимулирования у работника пропадает интерес к наращиванию объемов и темпа работы. Отдельного внимания заслуживает вопрос качества труда. Работодатель обычно хочет, чтобы работа выполнялась и быстро, и качественно. Но работник при увеличении скорости работ, в спешке склонен к допущению ошибок, брака в работе, это чисто человеческий фактор. Скорость работы должна наращиваться за счет оптимизации производственных процессов, устранению "холостых оборотов", тех производственных циклов в производственном процессе, которые не направлены на создание конечного продукта.

НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ:
< Предыдущая статья Следующая статья >